Письмо тесно связано с идентичностью автора, ведь это процесс саморефлексии и самовыражения. Но любой личный опыт связан с происхождением, историей, культурой и, конечно, политикой.
В постсоветских странах, в особенности в русскоговорящих странах Центральной Азии, вопрос идентичности крайне актуален. Идентичность постсоветского человека – казаха, кыргыза, беларуса – неоднозначное и сложное явление. Опыт колониализма, пережитый многими странами, не мог не сказаться на культуре, и, как следствие, на языке. В некоторых случаях происходит насильственное перенятие опыта колонизаторов, в других — возврат к собственной культуре и нередко рост национализма.
Так что же такое деколониальное письмо? Чтобы объяснить это, нужно обратиться к понятиям колониальности и постколониальности.
Колониальное письмо тесно связано с колониальным сознанием: годы существования под гнетом колонизатора и империи формируют у жителя колонизированной территории восприятие себя сквозь призму «чужой» доминирующей оптики. Законы, по которым строится текст, его образы, смыслы – все это формируется с точки зрения колонизатора. Об этом, в частности, пишет Э. Саид, когда приводит в пример взаимоотношения Флобера и Кучук Ханем, где она не может говорить о себе, о ней говорит иностранец, европеец и хорошо обеспеченный мужчина.
Постколониальная теория преимущественно сосредоточена на историческом описании колониализма и взаимоотношений империй и колоний, фиксирует этот опыт, но по сути не предлагает нам решений. Лишь сосредотачивает наше внимание и позволяет осознать произошедшее, как психоаналитик сталкивает клиента с собственной жизнью.
Наконец, деколониальный выбор (термин, предложенный М. Тлостановой) пытается не просто зафиксировать прошлое, но преодолеть его, заново обрести собственную идентичность без самоэкзотизации и противопоставления.
Сложно изложить всё это в одном посте, а потому приходите на курс с Еганой Джаббаровой, где мы обсудим ключевые термины, постколониальную и деколониальную теории, познакомимся с основными работами и представителями, и, наконец, попробуем на практике ответить на вопросы «возможно ли деколониальное письмо?» и «каким оно может быть?». По итогу семинара участницы смогут создавать собственные поэтические, критические и филологические тексты.
Дедлайн подачи заявок – 7 февраля. Ждем всех на курсе!