Мы продолжаем рассказывать о том, что такое фем-письмо. В этот раз подготовили для вас серию заметок о разных взглядах на феминистскую литературу.

Сегодня расскажем про Аннетт Колодны — американскую феминистку 20-го века, которая была одной из самых влиятельных литературных критикесс, писательниц и активисток своего времени. Она написала несколько важных работ об экологии, коренных американцах и женщинах Америки, боролась за право девочек на образование, против сексизма в ВУЗах и за равный допуск к возможностям, а также на долгие годы определила лицо экофеминистского движения.

В своих работах и эссе Колодны сопоставляла уничтожение, захват и освоение земли с уничтожением, захватом и насилием над женщинами. Писала про тягу доминирующего мира мужчин осваивать ресурсы, несмотря на последствия, и владеть ими, сравнивая разные формы насилия и то, как корнем в них является властное патриархатное мышление.

Основные компоненты женского письма, которые выделяла Колодны, это:

— Рефлексивность, иногда почти медитативная или репетитивная, которая проявляется как на уровне языка, которым писательницы описывают своих героинь, так и на уровне повествования. Фокус героинь часто направлен внутрь, но в то же время они как будто исследуют и наблюдают себя, разбирая кусочкам, со стороны: происходит диссоциация с телом.

— Использование инверсий. Как в повествовании — например, переворот типичных патриархальных моделей (“мадонны”, “шлюхи”, “домохозяйки”) до радикального максимума, так и на уровне языка. Эта инверсия может быть как намеренной (как часть феминистской практики выписывания женского опыта), так и связана с гендерными ролями в обществе: противопоставлением мужского и женского.

— Особый опыт и эмоциональные переживания, которыми это письмо конституируется.

Другие идеи и критика, о которых писала Колодны, включают в себя:

— критика противопоставления мужского и женского письма с целью найти отличия в стиле/источниках, как будто у женщин какой-то особый мозг или женская натура, которые заставляют их писать тем или иным образом. Даже внутри фем-критики эта модель может упасть в кроличью нору из феминности и маскулинности, и подкрепляет стереотипное представление. Нужно узнать источник и суммировать все вещи, которые отличают женский опыт от мужского (и факты эти не только телесные, но скорее социальные).

— «‎‎re-vision» — пересмотр произведения новыми глазами, избавляясь от всего прошлого опыта и культурных слоев, которые с этим связаны. Этот подход позволит не только по-новому взглянуть на классику, но и открыть для себя много новых удивительных текстов (и в особенности женских), которые когда-то были откинуты из-за несоответствия догматическому мужскому нарративу. Феминисткам приходится, согласно Колодны, смотреть на литературу по-новому, чтобы улучшить свою способность понимать мир, свои собственные тексты и подруга подругу.

— патриархат ограничивает способы выражения, которые доступны женщинам, задает инструменты и устройство для этих выражений себя и своих мыслей. Существует мощнейшая критика и патриархальные ограничения, которые интернализуются женщинами, и служат ограничителями как изнутри, так и снаружи.

Так, например, идею о “запертости” в чем-то — например, на нелюбимой работе для мужчины или внутри дома для женщины, писатели и писательницы могут выражать очень по-разному. У женщин, как в романах Этвуд или Ваковски, на уровне языка женщина может стать объектом и отделиться от себя.

Женский ужас — это не просто несвобода и запертость в сюжете о преследовании, но и потеря своего «я»‎, его замещение и расщепление: «‎Я заметила, что на столе рядом со мной появилась влага, и только в этот момент поняла, что из глаз моих упала слеза»‎. В этом примере из хоррор-повести Этвуд героиня даже в таком простом проявлении эмоций становится объектом, с которым действие происходит.

Целью феминистского письма и фем-критики Колодны видела “переоткрытие” женских текстов, которые раньше не были оценены или поняты, или затерялись, и создание не обязательно новых, но своих, аутентичных форм для самовыражения в письме.