Урсула Ле Гуин — писательница, литературная критикесса и лингвистка. Она известна в основном своей научной фантастикой и фентези, причем она стала первой женщиной, получившей многие престижные награды в области фантастики, является одной из самых уважаемых писательниц (и писателей) в этом направлении.

Фантастика Ле Гуин почти всегда остро-социальная: в разные годы она затрагивала разные политические движения, будь то социализм или коммунизм, права женщин, гендерную проблематику, на примере вымышленных миров. Экспериментировала с разными взглядами: каким будет общество, если в нем победит анархо-коммунизм, что случится, если вместо мужчин и женщин люди (или фантастическая раса) будут гермафродитами, где каждый человек может выбрать свой пол или гендерную принадлежность?

Ранняя фантастика Ле Гуин почти полностью исключала женщин из ее фантастических миров, потому что это было частью фантастического канона — женщин, женскости и сексуальности в фантастике нет. В какой-то момент она задумалась, почему, будучи сама женщиной, делала своими главными героями мужчин и наполняла миры через “мужской взгляд”. С этого момента началось становление Урсулы Ле Гуин как феминистки. Так, например, в романе «Техану: последняя книга о Земноморье» она поднимает проблематику разных возможностей в зависимости от пола и отношения к женщинам в обществе на примере Земноморья: в этом мире только мужчины могут обучаться магии, хотя женщины могут быть очень сильными и талантливыми магессами. Она также написала множество эссе о женщинах в литературе и фантастике, критиковала властный подход, многие поздние работы Ле Гуин затрагивают проблематику пола. Ее подход впоследствии сыграл значимую роль в формировании феминистского письма и письма Донны Харауэй в особенности.

В одном из своих эссе Урсула Ле Гуин предлагает теорию художественной литературы как сумки. Сумка — это пространство без иерархии, это первое орудие труда, потому что люди были преимущественно собирателями, а не охотниками на мамонтов. Наконец, сумка, а не оружие или мотыга, потому, что это орудие творения, накопления, а не разрушения.

«<…>До — если подумать, конечно же, задолго до — оружия, позднего, расточительного, излишнего инструмента; задолго до полезного ножа и топора; вместе с жизненно необходимыми инструментами для долбления, дробления и копания (что толку накопать много картошки, если не в чем отнести то, что не можешь съесть, домой), вместе с инструментом, выбрасывающим энергию вовне, мы создали инструмент, несущий энергию в дом. Для меня это вполне разумно. Я приверженка того, что Фишер называет сумочной теорией эволюции человека. <…> Пока происхождение и развитие культуры объяснялось использованием длинных твердых предметов, предназначенных для вонзания, избиения и убийства, я никогда не думала, что имею или хочу иметь к ней какое-либо отношение.»

В эссе Ле Гуин критикует властные иерархические тропы, которые присущи “мужской” литературе, и предлагает альтернативу:

— она говорит, что конфликт и восходящее действие, войны или насилие, не обязательны для того, чтобы история была интересна, и не обязательно должны быть центральным событием романа,

— Ле Гуин предлагает развивать альтернативную мужской женскую историю: собирательства, развития, накопления, заботы, и предлагает так же относиться к своим мирам и их героиням. Истории Героинь вместо историй Героев, которые развиваются по милитантному сценарию.

—писать людей, а не героев, описывать события и маленькие детали, которые делают мир важным, не сводить все к противостоянию.

«Я рискну утверждать, что естественной, правильной и подобающей формой романа могла бы быть форма мешка, сумки. Книга хранит слова. Слова хранят вещи. Они несут значения. Роман — это лекарственный сверток, хранящий вещи в особой, сильной связи друг с другом и с нами.»

Полную версию ее эссе можно прочитать на sygma.