Хелен Сиксу — французская поэтесса, литературная критикесса, постструктуралистка и феминистская теоретикесса.

Сиксу наиболее известна своим эссе «Хохот Медузы», в котором она связывает запрет на женское творчество и самовыражение с запретом на проявления любой женской телесности.

В эссе она призывает вернуться к «женскому способу письма», к женской телесности, вернуть себе власть над письмом и над нашими телами. Сиксу называет женское письмо «белыми чернилами» — или «écriture féminine».

Эссе Сиксу наполнено множеством эпитетов и аллюзий, которые описывают процессы женского тела и женского удовольствия, мастурбации. Она описывает стыд, который женщины испытывают, когда пытаются выражать себя в творчестве и делиться этим творчеством с другими (и бесконечные женские извинения за любые проявления самости и голоса) со стыдом от изучения собственного тела, своего удовольствия, своих особенностей. Точно так же, как девочки испытывают чувство вины, стыд и осуждение в рамках патриархатной культуры, мастурбируя, после попыток самовыражения женщин захлестывает стыд за эти попытки.

Она учит женщин использовать письмо как средство власти. Сиксу призывает женщин писать, не стыдясь этого: используя множество прямых разговорных заявлений, таких как «Пиши для себя, ты — для тебя; твое тело принадлежит тебе, прими его».

В «Хохоте Медузы» она предлагает стиль письма, который позволяет женщинам претендовать на власть, устраняя угнетающее воздействие патриархального контроля над риторикой.

По Сиксу, письмо это:

— способ разрушения бинарных оппозиций и бинарной патриархатной культуры, способ выйти за пределы этой бинарности,

— способ утверждения себя через процесс творения, без отрицания другого,— стихия воды, где субъектность смещается от одной позиции к другой, сливаясь в многоголосье этих взглядов, опытом и позиций,

— экстаз и выход за пределы.

Основные идеи:

1. Патриархат установил контроль над женским телом и женской сексуальностью, сделал все женское низким, грязным, темным, а мужскую сексуальность и самовыражение сделал антиподом этому выдуманному женскому антинарциссизму.

2. Точно так же, как мужчине полагается быть “великим”, упиваясь верой в себя и своим нарциссизмом, своей способностью творить, женщине патриархат предлагает быть бессловесной, лишенной самости и любых проявлений нарциссизма:«Мужчины совершили величайшее преступление против женщин. С помощью хитрости и насилия, они научили нас ненавидеть женщин, быть их врагами, мобилизовать свою огромную силу против себя самих, быть палачами своих живых потребностей. Они сотворили для женщин анти-нарциссизм! Нарциссизм, который любит себя только за то, чего нет у женщин! Они сотворили бесславную логику анти-любви.»

3. Сиксу критикует фаллоцентризм, и властную и бинарную оппозицию в языке, культуре, сексуальности и обществе. Хелен Сиксу и Люс Иригарей создали термин «фаллологоцентризм», объединив концепции Лакана и Дерриды. Этот термин фокусируется на социальной структуре речи по Дерриде и бинарной оппозиции в качестве исходного центра языка: фаллическое тут привилегированно, а женщины определяются как кастраты через пустоту и то, чего у них нет.

4. На протяжении всего эссе Сиксу неоднократно повторяет мысль: женщина для женщины, женщины должны писать самое себя, для себя и сделать процесс письма таким же естественным, как взаимодействие со своим телом:«Женщина должна писать себя, потому что это изобретение новой мятежной литературы, которая, в момент освобождения, позволит осуществить встряску и трансформации в истории, сначала на двух уровнях, которые нельзя разделить».

a) Индивидуально. С помощью своей литературы, женщина возвратится к телу, которое не просто конфисковали у нее, а превратили в жуткое зрелище – больную или мертвую фигуру, превращенную в отвратительную принадлежность, причину и место запретов. Наложите запрет на тело, и вы не сможете ни дышать, ни говорить.

Пиши себя. Твое тело должны услышать. Только тогда огромные ресурсы бессознательного выйдут на волю. Наша нефть, без долларов – черная или золотая – неподдающаяся оценке драгоценность — изменит порядки в старом мире.

Писать. Действие, которое не только отменяет запретное отношение женщины к своей сексуальности, к своей женской сути, освобождая природную силу; но и возвращает ей ее ценности, ее удовольствия, ее органы, ее огромные территории тела, которые были запечатаны; <…> Женщина без тела нема, слепа, не может достойно сражаться. Она сведена к тому, чтобы служить воинствующему мужчине, быть его тенью. Мы должны убить фальшивую женщину, которая не дает живой натуре дышать. Напиши о дыхании цельной женщины.

b) Действие, которое будет также отмечено тем, что женщина схватит эту возможность заговорить, войдет с шумом в историю, в которой до сих пор была подавлена. Писать и таким образом выковать себе оружие анти-логоса. Стать по желанию инициатором новых символов, нового политического процесса. Пришло время женщинам заявить о своих начинаниях, письменно и устно.»

«Когда “репрессированные” в своей культуре и обществе возвратятся, это будет разрушительный взрыв, ошеломительное возвращение, с никогда ранее невиданной силой, равной по силе самым жестоким запретам.

Потому что, когда Фаллический период закончится, женщины будут или уничтожены, или возродятся в своем наивысшем и самом неистовом великолепии. На протяжении всей своей истории, они, подавленные, жили в мечтах, в (погасших) телах, в молчании, в бессловесных бунтах.»