Мы закончили последнюю неделю занятий в этом году по нашему курсу “Введение в Фем-письмо” с Оксаной Васякиной и Галиной Рымбу. Продолжим уже в следующем году, а пока хотим поделиться с вами некоторыми литературными практиками, которые мы изучали в течение последних двух месяцев.
Первая неделя занятий была посвящена практике под названием “Читательский дневник”. Многие писател_и, включая Стивена Кинга и Маргарет Этвуд, говорили о том, что если вы хотите научиться хорошо писать, нужно много и вдумчиво читать и посвящать этому большое количество времени. По Кингу это — посвящать чтению и практике письма от четырех часов в день, по Этвуд — скорее читать более вдумчиво.
Ведение читательского дневника, чтобы изучить прочитанное и обдумать это с новой стороны, хорошая практика — если вы читаете часто и хотите сисиемно подходить к уже знакомым или любимым текстам, или если хотите учиться на произведениях, которые читаете.
В ходе чтения можно сразу подмечать важные для вас детали или составлять отчеты о прочитанном по итогам прочтения книг и рассказов.
Пункты, которые помогут вам ориентироваться при ведении читательского дневника, могут быть такими:
1 Основные мысли/ идеи/ образы/ события/ черты текста (объективный план)
2 Мысли/ образы/ персонажи и т.д., которые затронули лично вас и близки к вашему опыту/ или наоборот — вызывают отрицание — с позиций вашего личного опыта (субъективный план)
3 Чувства, эмоции, переживания, воспоминания, которые вызывает текст (субъективно-аффективный план)
4 Значение этого текста для литературы/ политики/феминизма/ культуры, внутри которых этот текст создан. Имеет ли значение этот текст для культуры, в которой живёте вы? Как он связан с кругом ваших интересов? (итоговый объективно-аналитический план)
5 Как этот текст повлиял на вас? (итоговый субъективный план)Вы можете менять эти пункты, добавлять свои и вести читательский дневник так, как вам удобнее.
Занимайтесь этой практикой регулярно, и она поможет вам в развитии ваших писательских (или хотя бы читательских!) навыков.